Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Талантливый ребенок""
1 Программа. Основы программирования.
Цель: введение дошкольника в основы программирования и робототехники.
Задачи:
формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования и робототехники; проведение ранней профориентации по профессиям: инженер, программист, ученый, строитель, дизайнер; развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий, уве ренности ребенка в своих силах; развитие интересов и познавательной мотивации, выработка командной деятельности; формирование позитивно конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок. Сюжетно ролевая легенда программы: с далекой п ланеты, на которой живут «умные» мыши, прилетел робот мышь по имени Микибот, посланный изучать Космос и искать разумные существа. Ребята знакомят гостя робота с людьми, их жизнью через реализацию серии проектов, где дети выступают в роли «учителей» по отно шению к роботу: обучают его, устраивают для него праздники, строят города и деревни, проводят экскурсии, игры, эстафеты, проходят лабиринты, разучивают танцы вместе с роботом, и т.д.
Основные понятия и навыки: обучение пошаговому программированию без комп ьютеров и планшетов; осваивание базовых принципов построения алгоритмов; знакомство с ключевыми понятиями программирования: робот, программа, команда, последовательность действий, алгоритм, цикл, условия выбора; поиск альтернативных решений; построение цик лов; самостоятельный выбор решения задачи и совместная реализация от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата; развитие синтеза творческого и инженерного мышления.
2 Программа. Основы математики и теории вероятности.
Цель: введение дошкольника в основы математики и теории вероятности.
Задачи:
знакомство дошкольника с ключевыми понятиями математики и одним из ее направлений теорией вероятности, формирование у дошкольника основ для многопрофильного восприятия математическ их подходов; развитие навыков критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления; проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: программист, ученый, инженер, строитель, аналитик, математик, ювелир; развитие целенаправленн ости и саморегуляции собственных действий дошкольника. Сюжетно ролевая легенда программы: Робот осваивается на нашей планете и ребята ему в этом помогают: учат распознавать различные цвета, геометрические фигуры; пишут «математические» картины и знакомят с супергероями; строят лабиринты и ищут выходы, устраивают соревнования и веселые праздники; проводят выборы и голосование; подбирают космическую базу для робота, на которой он с большей вероятностью сможет космическую базу для робота, на которой он с большей вероятностью сможет жить и работать на Марсе.жить и работать на Марсе.
Основные понятия и навыкии: Изучение геометрических фигур, цветов : Изучение геометрических фигур, цветов (первичные / вторичные), понятий больше / меньше, быстрее / медленнее, (первичные / вторичные), понятий больше / меньше, быстрее / медленнее, четные / нечетные; сложение, вычитание, построение последовательностей четные / нечетные; сложение, вычитание, построение последовательностей чисел; программирование движения робота с условиями: выбор цвета, чисел; программирование движения робота с условиями: выбор цвета, геометргеометрической фигуры, числа большего / меньшего, ближнего / дальнего ической фигуры, числа большего / меньшего, ближнего / дальнего предмета; программирование с ограниченным выбором команд, проведение предмета; программирование с ограниченным выбором команд, проведение исследований вероятности событий.исследований вероятности событий.
3 Программа. Основы картографии и астрономии.
Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ развитие пространственного мышления, изучение основ картографии, базовой астрономии.картографии, базовой астрономии.
Задачи:
знакомство дошкольника с ключевыми понятиями и формирование базовых навыков в области картографии, астрономии; развитие пространственного и временного мышления, о риентации, основ концепций географической науки (ландшафт, территория); проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: картограф, инженер, астронавт, физик, химик, биолог, культуролог. Сюжетно ролевая легенда программы: робот гость из Космоса, как во многих современных и знакомых детям фильмах, поэтому, учитывая особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, в программе сделан тематический акцент не только на «обучение» ро бота, но и на образ человека как «жителя Вселенной» с перспективой расширения границ сфер влияния и интересов человечества в мировоззрении дошкольников; строят карты садика, города, страны, планеты, солнечной системы; путешествуют по континентам и знакомят ся с разными культурами людей (использован успешный опыт реализации авторской образовательной этнокультурной программы «150 культур Дона»). На занятии дети изучают планеты, решают чем они, могут быть полезны людям, строят посадочные модули на Марс, готовят летающие города для Венеры, запускают вулканы и выполняют задачи настоящих астронавтов.
Основные понятия и навыки:
определение положения предметов в пространстве, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, копирование и сост авление карты, прокладывание маршрута; определение планет Солнечной системы, знакомство с возможным практическим освоением космоса; создание инженерных проектов; проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свой ств оптических иллюзий, инерции, гравитации,
амортизации, превращения энергии (кинетической и потенциальной), фракталов, оптических иллюзий, вулкана.
4 Программа. Основы криптографии.
Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии.
Задачи:
формирование базовых понятий об информационной безопасности, принципах ее работы на основе математики, базовых навыков симметричного, асимметричного и двойного шифрования ; проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: шифровальщик, ученый, пр ограммист, аналитик; выработка командной деятельности и развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации. Сюжетно ролевая легенда программы: перед нами открыт весь мир, но нужно научиться понимать его коды и важность шифрования данных. Через колесо времени дети познают тайны Цезаря и китайскую тайнопись, разгадывают шифровки (как Шерлок Холмс), узнают тайны книг и учатся понимать язык животных, расшифровывают отпечатки пальцев и шифруют
свои сообщения; знакомятся с принципами работы и ко дирования наших компьютеров и телефонов, и расшифровывают сообщения с Марса; запирают
«сундуки» с тайной информацией и передают открытые ключи; делают кинопроекторы из смартфона и исследуют движение звука.
Основные понятия и навыки:
распознавание данных / информации, кодирования / шифрования; знакомство с симметричным / асимметричным шифрованием ; изучение принципа работы компьютера мозга, знакомство с языком жестов и языками животных; кодирование / раскодирование объектов и передача сигналов азбукой Морзе; шифрование шифром замены, сдвига, с помощью зеркала, книги, решетки Кардано и двойное шифрование; исследование отпечатков пальцев и посланий симпатическими чернилами; исследование строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств ребер жесткост и, распределения давления, разложения света, принципа работы кинопроектора, цепной реакции; строим собственных роботов.
Программа занятий
Программа адресована детям от 5 до 6 лет.Дети 5-6 лет способны на уровне выше среднего выполнять предлагаемые задания по основам программирования, основам математики и теории вероятности, основам картографии и астрономии, основам криптографии.
Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
1 год обучения: 64 часа в год.
Форма обучения: очная, 2 раза в неделю, продолжительность занятия 25 минут.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»